Атомную подводную лодку «курск» называют суперсовременным крейсером лишь по незнанию

Атомную подводную лодку «курск» называют суперсовременным крейсером лишь по незнаниюПравильнее было бы назвать ее одной из самых новых, имея в виду год постройки

Одной из наиболее вероятных версий гибели АПЛ «Курск», по мнению руководства ВМФ России, является столкновение с американской атомной субмариной. Как известно, в момент катастрофы в районе учений в Баренцевом море находились две подлодки США. Однако американцы утверждают, что они «Курск» не таранили. И хотя бывалые советские подводники сомневаются в том, что такой современный крейсер, как «Курск», мог не заметить чужую лодку, отказываться от этой версии нельзя. Ведь история свидетельствует, что американские подлодки неоднократно сталкивались с советскими. Например, в 1968 году субмарина США «Суорд Фиш» (»Меч-рыба») протаранила в 700 милях от острова Мидуэй находящийся в автономном плавании атомоход К-129. Советская подлодка утонула вместе с 98 членами экипажа. В 1970 году возле Камчатки едва не пошла на дно подлодка Тихоокеанского флота К-108. Ее ударила американская субмарина «Тотог». Аналогичный случай произошел в Баренцевом море в 1992 году. Тогда столкнулись советская подлодка «Барракуда» и американская «Батон Руж». К счастью, тогда все обошлось благополучно для обеих лодок. Как же удалось избежать трагедии? Чтобы ответить на этот вопрос, следует хотя бы вкратце рассказать о развитии советского подводного флота.

Чем острее становилось противостояние двух систем, тем чаще случались проколы

Америка, окруженная Атлантическим и Тихим океанами, всегда чувствовала себя куда более уверенной, нежели Советский Союз: штатовские подлодки, в отличие от советских, в случае необходимости могли зайти в десятки дружественных европейских или японских портов на бункеровку и отдых. О таких комфортных условиях советские подводники могли только мечтать. В годы холодной войны они могли рассчитывать на поддержку только со стороны Кубы. Именно поэтому при конструировании первых атомоходов ставка делалась на максимальную автономность. Советские субмарины должны были по полгода ходить под водой, кратковременно всплывая на поверхность для связи. Причем большую часть этого времени подлодки находились у берегов Америки. Это чрезвычайно нервировало американцев, потому что советские субмарины были вооружены баллистическими ракетами. Одно дело, когда такая ракета взлетает с территории СССР: пока она долетит до Вашингтона, можно принять превентивные меры. И другое дело, когда ракета находится в пути всего две минуты.

Можно сказать, что появление атомных реакторов было на руку в первую очередь Советскому Союзу. С дизельными лодками возникало много проблем, далеко уходить они не могли: в крайнем случае члены экипажа могли питаться сухарями, а мощный дизельный двигатель на диету не посадишь. Чем острее и ожесточеннее становилось противостояние двух систем, тем чаще случались проколы — американские субмарины первыми засекали противника и немедленно устанавливали над ними плотную опеку. Чтобы повысить безопасность подлодок, советские конструкторы неукоснительно следовали принципу «каждой твари по паре»: два атомных реактора, столько же силовых установок, валов, винтов и т. д. Причем на лодках первого и второго поколения шумели не столько реакторы, сколько обслуживающие их насосы.

Только на лодках третьего поколения появились реакторы, которые могли работать на 30 % от мощности за счет естественной циркуляции воды. У американцев этот показатель доходит до 60 %, а сейчас в США собираются спускать на воду субмарины, реакторы которых будут функционировать только за счет естественной циркуляции. Если учесть тот факт, что западная электроника всегда опережала советскую, то нет ничего удивительного в том, что в течение нескольких десятилетий американские субмарины сидели на хвосте у советских. Задача штатовских подводников упрощалась еще и потому, что у советских субмарин сзади была слепая зона, куда не достигали «лучи» ее собственного шумопеленгатора. Типичная картина тех времен: впереди на глубине 100-200 метров идет советская субмарина, сзади и на некотором удалении от нее следует американская. Понятно, что «охотнику» в таких случаях труднее, он не знает, что взбредет на ум «дичи». Столкновения происходили тогда, когда русские резко меняли курс или начинали вести себя непредсказуемо. Американцы просто не успевали сманеврировать.

Субмарины под названием «мечта подводника» имели два прочных корпуса, что вдвое увеличивало их живучесть

Советские субмарины проигрывали американским в скрытности, и это было самым большим их недостатком. Именно поэтому в составе ВМФ СССР появились такие подлодки, как «Анчар» и печально известный «Комсомолец». У обеих лодок прочный корпус был сделан из титановых сплавов, обе были сооружены в единственном экземпляре. В первой ставка была сделана на скорость, а во второй — на глубину погружения.

В опубликованном четыре года назад докладе норвежского экологического объединения «Беллуна», вызвавшем много шума, говорится, что «Анчар» 661-го проекта был самым скоростным в мире — под водой он мог достигать скорости 45,4 узлов. Подводники в шутку назвали лодку «золотой рыбкой»: строилась она долго и стоила очень дорого. Субмарина могла нырять на глубину 550 метров. Но, по мнению специалистов, к моменту окончания строительства лодка морально устарела. К тому же она не была снабжена вспомогательными двигателями и не могла самостоятельно отойти от причала — для этого нужен был буксир.

Атомоход К-278 «Комсомолец» со стапелей сошел в 1983 году под названием «Плавник» 685-го проекта и, по идее, должен был служить передвижным штабом Северного флота. Расчетная глубина погружения составляла 1000 метров. Во время испытаний «Комсомолец» достиг невероятной для того времени глубины — 1020 метров. На его основе позднее было построено шесть лодок типа «Барракуда» 945-го проекта, способных погружаться на глубину 800 метров. Прочный корпус этих лодок тоже был титановым, и реактор был таким же, как и на «Комсомольце». Именно с такой подлодкой столкнулась атомная субмарина США.

Надо отдать должное советским конструкторам: в конце концов им удалось создать подводный крейсер, который до смерти напугал американцев. Речь идет о проекте 941 «Тайфун» (эту лодку НАТО называет «Акулой»). Подлодки строились в 1977-1989 гг. в Северодвинске. На воду было спущено шесть субмарин, которые получили название «мечта подводника», потому что имели два прочных корпуса, что вдвое увеличивало их живучесть. Два водо-водяных реактора общей мощностью 380 Мвт обеспечивали скорость 27 узлов, а глубина погружения составляла 400 метров. Лодка получилась громадной — ее длина насчитывала 175 метров. «Акула» была вооружена 20 баллистическими ракетами РСМ-52, каждая из которых разделялась во время полета на 10 самонаводящихся боеголовок. Причем лодка могла стрелять как с надводного, так и с подводного положения. Она запросто взламывала лед, но в случае необходимости могла запускать ракеты из подо льда, предварительно просверлив в нем дырки. Это были самые быстрые и бесшумные лодки Военно-морского флота Советского Союза. Поэтому им на хвост американцы уже не садились.

На всех «Антеях» предусмотрен специальный режим тишины, и засечь их практически невозможно

Что же касается «Курска», то суперсовременным крейсером лодку называют по незнанию. Правильнее было бы назвать ее одной из самых новых, имея в виду год постройки. Такие лодки 949-го проекта класса «Антей» (Оскар II по НАТОвской квалификации) начали строить еще в 80-х годах. Первой в 1986 году была спущена на воду К-148 «Краснодар», через два года появилась К-119 «Воронеж». Затем с интервалом в два года появились К-410 «Смоленск», К-266 «Орел», К-186 «Омск». И только в 1994 году очередь дошла до К-141 «Курск». В общей сложности было построено 12 таких субмарин. Часть из них числится в составе Тихоокеанского флота. По отзывам самих подводников, эта лодка превосходная. Однако американцам она не нравится только по одной причине — на «Антеях» установлены ракетные комплексы «Гранит», представляющие серьезную угрозу для авианосного соединения кораблей. 24 крылатые ракеты самостоятельно ищут цели, причем выбирают самые крупные и норовят зайти с разных сторон. На всех «Антеях» предусмотрен специальный режим тишины, и засечь их шумопеленгаторами практически невозможно.

Кстати, уничтожать «Курск» американцам нет никакого смысла. Вот-вот со стапелей в Северодвинске начнут сходить атомные подводные лодки 885-го проекта. Они будут иметь на борту вооружение такой же мощности, как и на «Курске» (24 крылатые ракеты типа «Оникс»), зато их размеры будут меньше на 40 метров. Экипаж лодки — 50 человек. Атомные установки типа КПМ с одним водо-водяным реактором мощностью 200 Мвт позволят этим субмаринам развивать вполне приличную скорость — 31 узел. Для полноты картины следует сказать несколько слов о подлодках типа «Барс». В смысле скрытности они ничем не хуже американских. Кроме того, на них установлена система обнаружения «Тукан», которая может «взять» трехдневный след атомной лодки.

«Facty i kommentarii «. 06-Сентябрь-2000. Жизнь.

как угнать подводную лодку

почему подводные лодки иногда

как нарисовать подводную лодку