Погружение Подводной Лодки

Погружение Подводной ЛодкиУже в годы Первой мировой войны кроме однокорпусных и двухкорпусных подводных лодок появились еще и полуторакорпусные.

В XX в. в различных странах строились подводные лодки с корпусами всех трех видов. Многое зависело от национальных взглядов на вопросы боевого применения и борьбы за живучесть. В целом после Первой мировой войны большинство больших подводных лодок строили двухкорпусными, реже полуторакорпусными.

Это объясняется тем, что наличие межкорпусного пространства позволяло расположить там не только балластные цистерны, но и топливные. Например, двухкорпусная подводная лодка типа Д из 128 т топлива только 39 т имела внутри прочного корпуса, а 89 т — в легком, то есть более 50 %. Естественно, и дальность плавания увеличилась вдвое. Средние подводные лодки строились преимущественно полуторакорпусными, часто имела место их разновидность — булевая. По сути это однокорпусные подлодки, у которых с обоих бортов навешаны були*. В них в основном размещались балластные цистерны, а топливо оставалось в прочном корпусе. Малые подводные лодки почти всегда были однокорпусными и лишь иногда с булями.

* Здесь були — это легкий корпус подводной лодки в виде обтекаемой полусферической наделки на прочном корпусе.

Поперечное сечение подводных лодок с различными типами корпусов:

а — однокорпусная; б — полуторакорпусная; в — двухкорпусная; 1 — прочный корпус; 2 — надстройка; 3 — ограждение рубки; 4 — боевая рубка; 5 — цистерны главного балласта; 6 — легкий корпус

В то же время изменилось количество и предназначение основных цистерн. Цистерны главного балласта повсеместно делились на три группы: носовую, среднюю и кормовую. Одновременно отрывная цистерна превратилась в цистерну быстрого погружения, теперь при заполнении ее и цистерн главного балласта подводной лодке придается отрицательная плавучесть. Наконец, на подводных лодках окончательно отказались от палубных цистерн. С тех пор различают обычное и срочное погружение.

Основные части корпуса подводной лодки:

1 — кормовая часть; 2 — ограждение рубки; 3 — прочная (боевая) рубка; 4 — надстройка; 5 — легкий корпус; 6 — прочный корпус; 7 — носовая концевая переборка; 8 — носовая оконечность

Обычное погружение осуществляется в два этапа: сначала подлодка переходит из крейсерского в позиционное положение, а потом, после осмотра в отсеках, — в подводное. Срочное погружение предусматривает немедленный уход под воду как из позиционного, так и из крейсерского положения. При этом балластные цистерны при различном положении подводной лодки заполняются следующим образом:

в крейсерском положении все цистерны главного балласта продуты, цистерна быстрого погружения заполнена, подлодка готова к срочному погружению;

в позиционном положении средняя группа цистерн главного балласта полностью продута, а концевые группы полностью или частично заполнены, цистерна быстрого погружения продута, подводная лодка готова к срочному погружению;

в подводном положении все цистерны главного балласта заполнены, цистерна быстрого погружения продута, подводная лодка управляется по глубине ходом и рулями.

Силы и моменты, действующие на подводную лодку при ее движении в подводном положении

Последнее стало возможным, как только подводная скорость подводной лодки сделала ее горизонтальные рули эффективными. Уже со времен Первой мировой войны погружение и всплытие подлодки осуществляют на ходу, уменьшая время маневра за счет динамической силы рулей. Даже еще в первые годы Второй мировой войны при срочном погружении свободный от вахты личный состав перебегал в носовой отсек, чтобы создать дифферент на нос и носовые горизонтальные рули побыстрее стали эффективно работать.

Совместное использование горизонтальных рулей:

а — враздрай на погружение; б — враздрай на всплытие; в — параллельно на всплытие; г — параллельно на погружение

В толще воды подводная лодка изменяет глубину почти исключительно за счет рулей, создавая ими соответствующий дифферент. При всплытии она сначала подвсплывает на глубину, равную половине перископной, с помощью рулей, а уже затем продувает среднюю группу цистерн главного балласта и занимает позиционное положение.

Перед Второй мировой войной некоторые балластные цистерны стали делать бескингстонными, то есть они всегда сообщались с забортной водой через шпигаты, которые лишь прикрывались сетками во избежание попадания туда посторонних предметов. К концу войны на новейших иностранных подводных лодках носовая и кормовая группа цистерн главного балласта, как правило, не имела кингстонов, зато цистерны быстрого погружения и топливо-балластные были всегда кингстонными. Последние предназначались для приема топлива в перегруз, а после его израсходования использовались как балластные. В отечественном флоте подобную схему применили после войны на подлодках проекта 613.

При движении подводной лодки

При движении подводной лодки под водой на нее действуют гидродинамические силы. Упрощенно можно представить себе, что на постоянной глубине равнодействующая этих сил R пропорциональна скорости хода и углу дифферента, а точка приложения К — центр давления.

Бескингстонная цистерна главного балласта:

1 — шпигаты; 2 — клапан вентиляции; 3 — привод открытия клапана вентиляции; 4 — аварийные захлопки; 5 — клапан аварийного продувания; 6 — надстройка

При этом силу R можно разложить на составляющие RX и Ry . Первая характеризует сопротивление воды движению подлодки. Вторая составляющая играет большую роль в управлении подлодки в вертикальной плоскости. При дифференте около нуля или на корму сила RY — подъемная, момент MR дифферентует подлодку на корму, при дифференте на нос сила RY — топящая, момент MR дифферентует подлодку на нос. При этом одинаковое отклонение носовых и кормовых рулей действуют на подлодку по-разному. Существуют четыре варианта их использования.

Положение рулей «враздрай» применяется для быстрого изменения глубины погружения с использованием дифферента. Параллельную перекладку рулей, как правило, осуществляют для небольшого изменения глубины погружения почти без дифферента. Углы перекладки горизонтальных рулей, при которых уравновешиваются действующие на подлодку силы и моменты и она совершает устоявшееся горизонтальное движение, называются балансировочными.

почему всплывает подводная лодка

где стоят подводные лодки

как стреляют подводные лодки